05.06.2022
3279 просмотра (ов)
Обнародование произведения относится к личным неимущественным правам авторов. Оно, хоть и возникает с момента создания произведения, для своей реализации требует совершения некоторых действий. Следовательно, содержит в себе ряд нюансов и специальных правил, которые необходимо соблюдать, чтобы оставаться в рамках российских, а часто и международных законов, или законов иностранных государств. В противном случае основная цель создания произведения — стать «услышанным», не будет достигнута. Именно о том, как сделать свою творческую деятельность доступной для широких масс и не ошибиться, пойдет речь в этой статье.
Личные неимущественные права («моральные права», согласно Бернской конвенции, неисключительные права) могут принадлежать только авторам — физическим лицам. Действуют они бессрочно и никак не зависят от наличия у автора исключительных (имущественных) прав. Неисключительные права включают в себя:
В этой статье будет подробно рассмотрен такой вид личных неимущественных прав как право на обнародование произведения.
Право на обнародование произведения представляет собой неисключительное право автора на осуществление действий, которые сделают произведение доступным для всеобщего сведения, то есть для неопределенного круга лиц.
Обнародование произведения может быть осуществлено третьим лицом, если им будет получено согласие на совершение действий с аналогичными названным последствиями.
Автор, который передал право использования произведения в той или иной форме (по договору отчуждения исключительных прав, по лицензионному договору), считается автоматически давшим согласие на обнародование произведения. Например, таким согласием может стать лицензионный договор на литературное произведение с издательством, и специальный пункт о передаче права обнародования в него можно не включать.
Обратите внимание, что такое желание должно быть выражено именно автором, а не правообладателем, например наследником. То есть речь идет о физическом лице, которое владеет личными неимущественными правами, наличие имущественных в данном случае принципиального значения не имеет.
Произведение может быть обнародовано как при жизни автора, так и после его смерти обладателями исключительных прав на это произведение. Но последнее можно сделать только в том случае, если это не противоречит воле автора, выраженной письменно (завещание, письма, дневники и т.д.).
Существует мнение, что выразить свою волю на нежелание обнародовать свое произведение можно в устной речи, например, в интервью теле- или радиоканалу. Но, так как закон этого не предусматривает, после смерти автора может возникнуть спор о том, можно ли считать устное заявление выражением воли на нежелание обнародовать произведение.
При рассмотрении вопроса обнародования и опубликования произведений согласно канонам международного права сначала необходимо рассмотреть следующий вопрос. По общему правилу неимущественные права охраняются бессрочно, а сроки установлены только для охраны имущественных прав. Тем не менее, право на обнародование в данном случае стоит особняком, независимо от того, о праве какой страны или о каком международном соглашении идет речь. Дело в том, что после того, как истечет срок охраны исключительных прав, произведение перейдет в общественное достояние. Тогда обнародовать это произведение — если представление на суд общественности происходит впервые — или опубликовать его — если речь идет о каких-либо материальных носителях — сможет любой, если автор однозначно и письменно не выразил своего нежелания таких действий.
Приведем примеры сроков охраны авторских прав до перехода произведений в общественное достояние согласно Бернской конвенции и в соответствии с законодательствами некоторых стран.
Итак, по Бернской конвенции таким сроком является 50 лет со смерти автора. Все страны, входящие в нее на правах членства, могут устанавливать иные сроки, но не ниже названного. Например, в России, Австрии, Бельгии, Хорватии, Дании, всех странах — членах Европейского Союза, это 70 лет. В Китае и Белоруссии — 50 лет. А в Мексике целых 100 лет.
Согласно действующему законодательству РФ, обнародование произведения может быть осуществлено следующими путями:
Иные способы могут включать в себя целый перечень форм обнародования произведений, который в любом случае не является конечным — в частности, в связи с развитием науки и техники. Кроме того, и формы выражения творчества не стоят на месте и все время развиваются. Например, граффити: по сути оно, конечно, существовало столько, сколько существует письменность, но к виду искусства отнесено не так давно.
Таким образом, предусмотренный действующим российским законодательством список форм обнародования произведений открыт. И каким бы способом произведение не было доведено до широкой (или не широкой) общественности, если он не нарушает уголовное и административное законодательство, это будет являться законным способом обнародования.
Впрочем, необходимо отметить, что некоторые формы, являющиеся или граничащие с нарушением моральных и нравственных устоев общества, или попросту с хулиганством, все равно будут способами обнародования произведения с точки зрения авторского права. Ведь незаконным в данном случае является только поведение самого автора или правообладателя, что нормами четвертой главы ГК РФ не регулируется.
При обнародовании произведений не стоит забывать о необходимости соблюдения некоторых условий.
Таким образом, для любого автора при создании произведения любого вида важно не нарушить права другого автора, физического или юридического лица, в частности, на право на частную жизнь, право на использование персональных данных и иные нормы действующего законодательства РФ, иных государств и международных соглашений.
Каждый автор — кроме авторов программ ЭВМ, служебных произведений и произведений, вошедших в сложный объект — имеет право на отзыв своего произведения до его фактического обнародования. Но данные действия понесут для него материальные последствия. Если произведение было отчуждено или иному лицу предоставлено право использования произведения, то придется возместить убытки. Обратите внимание, что закон не говорит о фактических убытках, являющихся затратами на подготовку к обнародованию. Таким образом, вероятно, автору придется компенсировать и иные потери.
Как это видно из статьи, такое личное неимущественное право как обнародование произведения не относится к сложным, но содержит ряд важных нюансов, которые необходимо учитывать как авторам, так и правообладателям и иным лицам.
4614 просмотра (ов)
2264 просмотра (ов)
1543 просмотра (ов)